ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ТРАНСИЗДАТ»!
На главную страницу
http://www.transizdat.ru / Так понимаю / Реформа - для кого она?
Россия, Москва, Пантелеевская, 26 / info@transizdat.ru / (495) 722-23-03
поиск
Искать
РЕФОРМА -- ДЛЯ КОГО ОНА ?

Слесари в Сортировке      Об­ще­из­ве­ст­но клю­че­вое зна­че­ние же­лез­ных до­рог для эко­но­ми­ки Рос­сии. На них, ес­ли ос­та­вить за скоб­ка­ми тру­боп­ро­вод­ный транс­порт, при­хо­дит­ся 81 про­цент все­го оте­че­ст­вен­но­го гру­зо­обо­ро­та. В от­рас­ли тру­дит­ся 1 мил­ли­он 653 ты­ся­чи че­ло­век, а это бо­лее 2 про­цен­тов тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния стра­ны.

     Же­лез­ные до­ро­ги ра­бо­та­ют ста­биль­но. И не про­сто ра­бо­та­ют, а под­дер­жи­ва­ет дру­гие сек­то­ры эко­но­ми­ки. Все по­след­ние го­ды от­расль кос­вен­но суб­си­ди­ро­ва­ла поль­зо­ва­те­лей ус­луг же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та. Рост та­ри­фов на пе­ре­воз­ки гру­зов зна­чи­тель­но от­ста­вал от ро­с­та оп­то­вых цен то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лей. Транс­пор­т­ная со­став­ля­ю­щая в це­не про­дук­ции сни­зи­лась в два ра­за. Пас­са­жир­ские пе­ре­воз­ки, как и во всем ми­ре, убы­точ­ны, но это со­ци­аль­но зна­чи­мый вид де­я­тель­но­сти, и его на­до раз­ви­вать.

     В ре­зуль­та­те ос­нов­ные фон­ды в от­рас­ли из­но­ше­ны в сред­нем на 56%. Пол­ная вос­ста­но­ви­тель­ная сто­имость ос­нов­ных средств, вы­бы­ва­ю­щих в те­че­ние по­сле­ду­ю­щих пя­ти лет, пре­вы­ша­ет 800 мил­ли­ар­дов руб­лей.

     Зар­п­ла­та в от­рас­ли опу­сти­лась уже до вось­мо­го ме­с­та сре­ди сек­то­ров оте­че­ст­вен­ной эко­но­ми­ки. Же­лез­но­до­рож­ни­ки по­лу­ча­ют мень­ше сво­их кол­лег: неф­тя­ни­ков, га­зо­ви­ков, энер­ге­ти­ков, ме­тал­лур­гов, уголь­щи­ков. Та­кую дис­п­ро­пор­цию на­до обя­за­тель­но вы­прав­лять.

     Но как? Ре­ши­ли - на­до про­во­дить пре­об­ра­зо­ва­ния в от­рас­ли.

     Про­грам­ма ре­фор­ми­ро­ва­ния же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та рас­счи­та­на до кон­ца 2010 го­да. Ее от­ли­чи­тель­ная чер­та - по­сте­пен­ность и по­э­тап­ность. Ре­а­ли­за­ция даст воз­мож­ность до­стичь стра­те­ги­че­ские це­ли го­су­дар­ст­ва и в то же вре­мя су­ще­ст­вен­но по­вы­сить жиз­нен­ный уро­вень же­лез­но­до­рож­ни­ков. Это по­зво­лит обес­пе­чить ус­той­чи­вость, ста­биль­ность и бес­пе­ре­бой­ность ра­бо­ты си­с­те­мы же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та на про­тя­же­нии все­го пе­ри­о­да пре­об­ра­зо­ва­ний, а так­же воз­мож­ность кор­рек­ти­ров­ки дей­ст­вий в за­ви­си­мо­сти от про­ме­жу­точ­ных ре­зуль­та­тов.

Тоннель      Ре­фор­ма про­хо­дит в три эта­па. Пер­вый, под­го­то­ви­тель­ный, на­чал­ся в 2001 го­ду и за­кон­чил­ся в фев­ра­ле 2003 го­да. Он вклю­ча­ет в се­бя фор­ми­ро­ва­ние за­ко­но­да­тель­ной и иму­ще­ст­вен­ной ба­зы со­зда­ва­е­мо­го ак­ци­о­нер­но­го об­ще­ства "Рос­сий­ские же­лез­ные до­ро­ги", раз­ра­бот­ку оп­ти­маль­ных ме­ха­низ­мов уп­рав­ле­ния про­из­вод­ст­вом и пер­со­на­лом. В за­вер­ше­ние пер­во­го эта­па ре­фор­ми­ро­ва­ния, оче­вид­но к ле­ту 2003 го­да, бу­дет со­зда­но ОАО "РЖД", 100 % ак­ций ко­то­ро­го бу­дут при­над­ле­жать го­су­дар­ст­ву. К не­му и пе­рей­дут от МПС фун­к­ции хо­зяй­ст­ву­ю­ще­го субъ­ек­та. За МПС, со­хра­нит­ся лишь фун­к­ция го­су­дар­ст­вен­но­го уп­рав­ле­ния.

     Кро­ме раз­де­ле­ния фун­к­ций го­су­дар­ст­вен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и уп­рав­ле­ния хо­зяй­ст­вен­ной де­я­тель­но­стью целью пер­во­го (под­го­то­ви­тель­но­го) эта­па ре­фор­ми­ро­ва­ния яв­ля­ет­ся под­го­тов­ка к фор­ми­ро­ва­нию са­мо­сто­я­тель­ных струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний на ба­зе от­дель­ных ви­дов хо­зяй­ст­вен­ной де­я­тель­но­сти.

     Важ­ней­шей за­да­чей пер­во­го эта­па ре­фор­ми­ро­ва­ния яв­ля­ет­ся ин­вен­та­ри­за­ция, в том чис­ле, тех­ни­че­ская, иму­ще­ст­ва пред­при­я­тий, под­ве­дом­ст­вен­ных МПС, для оп­ре­де­ле­ния ре­аль­ной сто­имо­сти ак­ти­вов ОАО "РЖД".

     В хо­де это­го и по­сле­ду­ю­щих пе­ри­о­дов ре­фор­ми­ро­ва­ния бу­дут при­ня­ты до­пол­ни­тель­ные ме­ры по со­хран­но­сти иму­ще­ст­ва же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та и со­блю­де­нию ус­та­нов­лен­но­го по­ряд­ка со­вер­ше­ния сде­лок с ним. Од­но­вре­мен­но бу­дет об­нов­лять­ся и мо­дер­ни­зи­ро­вать­ся про­из­вод­ст­вен­но-тех­ни­че­ская ба­за от­рас­ли.

     Та­риф­ная по­ли­ти­ка в об­ла­сти пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок бу­дет про­во­дить­ся с уче­том пла­те­же­спо­соб­но­го спро­са на­се­ле­ния при по­сте­пен­ном со­кра­ще­нии пе­ре­кре­ст­но­го суб­си­ди­ро­ва­ния пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок за счет гру­зо­вых. Не­об­хо­ди­мые суб­си­дии для по­кры­тия убыт­ков дол­ж­ны быть пре­дус­мот­ре­ны в фе­де­раль­ном и ре­ги­о­наль­ных бюд­же­тах. Их бу­дут пре­до­став­лять как не­пос­ред­ст­вен­но пе­ре­воз­чи­ку, так и льгот­ным ка­те­го­ри­ям пас­са­жи­ров в ви­де ад­рес­ной под­дер­ж­ки.

     Целью вто­ро­го эта­па ре­фор­ми­ро­ва­ния от­рас­ли (2003 - 2005 го­ды) яв­ля­ет­ся вы­де­ле­ние из от­кры­то­го ак­ци­о­нер­но­го об­ще­ства "Рос­сий­ские же­лез­ные до­ро­ги" его до­чер­них струк­тур - ак­ци­о­нер­ных го­су­дар­ст­вен­ных ком­па­ний по та­ким на­прав­ле­ни­ям биз­не­са, ко­то­ры­ми мо­гут за­ни­мать­ся и дру­гие пред­при­я­тия. Ины­ми сло­ва­ми, обес­пе­чи­ва­ют­ся ус­ло­вия для воз­ник­но­ве­ния ре­аль­ной кон­ку­рен­т­ной сре­ды.

Кольцо ВНИИЖТа      В пер­вую оче­редь из ОАО "Рос­сий­ские же­лез­ные до­ро­ги" бу­дут вы­де­ле­ны ком­па­нии, ко­то­рые зай­мут­ся при­го­род­ны­ми пас­са­жир­ски­ми пе­ре­воз­ка­ми, пас­са­жир­ски­ми пе­ре­воз­ка­ми даль­не­го сле­до­ва­ния, ре­мон­том тех­ни­че­ских средств и про­из­вод­ст­вом за­пас­ных ча­с­тей, тран­зит­ны­ми, ре­фри­же­ра­тор­ны­ми пе­ре­воз­ка­ми и т.д. Сфе­ра де­я­тель­но­сти ре­мон­т­ных пред­при­я­тий бу­дет по­сте­пен­но от­кры­вать­ся для ча­с­т­ных ак­ци­о­не­ров. В до­чер­ние ком­па­нии пе­рей­дет часть со­труд­ни­ков ОАО "Рос­сий­ские же­лез­ные до­ро­ги".

     В соб­ст­вен­но­сти ОАО "Рос­сий­ские же­лез­ные до­ро­ги" бу­дет ос­та­вать­ся вся про­из­вод­ст­вен­ная ин­ф­ра­ст­рук­ту­ра - пу­ти, энер­ге­ти­ка, связь, дис­пет­чер­ское ру­ко­вод­ст­во, уп­рав­ле­ние экс­плу­а­та­ци­он­ным ком­п­лек­сом, си­с­те­ма про­даж - а так­же ло­ко­мо­тив­ный парк и ос­нов­ная часть ва­гон­но­го пар­ка. К кон­цу эта­па в рас­по­ря­же­нии ак­ци­о­нер­но­го об­ще­ства "РЖД" дол­ж­но ос­тать­ся не ме­нее 50 % все­го ва­гон­но­го пар­ка. Из­ме­не­ние этих про­пор­ций в поль­зу опе­ра­тор­ских ком­па­ний бу­дет про­ис­хо­дить в ре­зуль­та­те со­кра­ще­ния ва­гон­но­го пар­ка "Рос­сий­ских же­лез­ных до­рог" по ме­ре его из­но­са. Ком­па­нии-опе­ра­то­ры бу­дут при­об­ре­тать как но­вые ва­го­ны у за­во­дов, так и под­ле­жа­щие ка­пи­таль­но­му ре­мон­ту у ОАО "РЖД".

     На вто­ром эта­пе ре­форм, по­сле ре­ше­ния воп­ро­са го­су­дар­ст­вен­но­го суб­си­ди­ро­ва­ния, ком­п­лекс пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок даль­не­го сле­до­ва­ния вы­де­ля­ет­ся из ОАО "Рос­сий­ские же­лез­ные до­ро­ги", и на его ба­зе фор­ми­ру­ет­ся Фе­де­раль­ная пас­са­жир­ская ком­па­ния. При­го­род­ны­ми пас­са­жир­ски­ми пе­ре­воз­ка­ми бу­дут за­ни­мать­ся со­от­вет­ст­ву­ю­щие ком­па­нии, рас­по­ло­же­ние ко­то­рых бу­дет в ос­нов­ном сов­па­дать со струк­ту­рой тер­ри­то­ри­аль­но­го де­ле­ния стра­ны. Они бу­дут со­зда­вать­ся ли­бо как под­раз­де­ле­ния ОАО "РЖД", ли­бо в фор­ме до­чер­них от­кры­тых ак­ци­о­нер­ных об­ще­ств с уча­сти­ем ре­ги­о­наль­ных или му­ни­ци­паль­ных вла­стей.

     Цель треть­е­го эта­па ре­фор­мы (2006 - 2010 го­ды) - со­зда­ние раз­ви­то­го кон­ку­рен­т­но­го рын­ка же­лез­но­до­рож­ных пе­ре­во­зок. Для это­го пла­ни­ру­ет­ся:

     - фор­ми­ро­ва­ние кон­ку­рен­т­ной сре­ды в пре­до­став­ле­нии ус­луг ло­ко­мо­тив­ной тя­ги, вы­де­ле­ние ло­ко­мо­тив­ных де­по из со­ста­ва же­лез­ных до­рог;
     - до­ве­де­ние до­ли пар­ка гру­зо­вых ва­го­нов, при­над­ле­жа­щей ча­с­т­ным опе­ра­то­рам, не ме­нее чем до 60 %;
     - раз­ви­тие кон­ку­рен­ции в сфе­ре гру­зо­вых пе­ре­во­зок;
     - раз­ви­тие кон­ку­рен­ции в сфе­ре даль­них пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок;
     - про­да­жа ли­цен­зий на осу­ще­ст­в­ле­ние пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок в при­го­род­ном со­об­ще­нии;
     - оцен­ка воз­мож­но­сти со­зда­ния не­сколь­ких кон­ку­ри­ру­ю­щих меж­ду со­бой вер­ти­каль­но ин­тег­ри­ро­ван­ных же­лез­но­до­рож­ных ком­па­ний;
     - про­да­жа ак­ций ком­па­ний, осу­ще­ст­в­ля­ю­щих ре­монт и тех­ни­че­ское об­слу­жи­ва­ние в сфе­ре же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та, ча­с­т­ным ин­ве­сто­рам.

     Лю­ди - са­мое цен­ное, что есть и бу­дет в от­рас­ли. Ре­фор­ма на­це­ле­на на то, что­бы каж­дый же­лез­но­до­рож­ник ощу­щал свою зна­чи­мость в осу­ще­ст­в­ле­нии об­ще­го де­ла, свою при­ча­ст­ность к вы­пол­не­нию об­щих за­дач. Цель ре­фор­мы - рост мо­ти­ва­ции тру­да же­лез­но­до­рож­ни­ков. Для это­го пре­дус­мот­ре­но:

     - по­вы­ше­ние от­рас­ле­вой ми­ни­маль­ной за­ра­бот­ной пла­ты не ме­нее чем в 2,2 ра­за за пер­вые пять лет ре­фор­мы;
     - со­зда­ние ме­ха­низ­ма, ста­вя­ще­го воз­наг­раж­де­ние в стро­гую за­ви­си­мость от ре­зуль­та­тов тру­да;
     - уве­ли­че­ние до­ли сэ­ко­ном­лен­ных ре­сур­сов, ос­тав­ля­е­мых в рас­по­ря­же­нии ру­ко­во­ди­те­лей про­из­водств;
     - диф­фе­рен­ци­а­ция уров­ней та­риф­ных ста­вок и ок­ла­дов ра­бот­ни­ков же­лез­ных до­рог раз­ных ка­те­го­рий;
     - со­вер­шен­ст­во­ва­ние си­с­те­мы ат­те­ста­ции ру­ко­во­ди­те­лей и спе­ци­а­ли­стов от­рас­ли.

Кабина ЭР200      Мо­дер­ни­за­ция и со­вер­шен­ст­во­ва­ние про­из­вод­ст­вен­но­го про­цес­са, внед­ре­ние но­вых тех­но­ло­гий в той или иной сте­пе­ни вле­кут за со­бой со­кра­ще­ние чис­лен­но­сти ра­бот­ни­ков. За пять лет бу­дет вы­сво­бож­де­но 500 ты­сяч же­лез­но­до­рож­ни­ков. Но не сто­ит пу­гать­ся этой циф­ры. Ведь ес­те­ст­вен­ный от­ток ра­бо­та­ю­щих (вы­ход на пен­сию, уволь­не­ние по соб­ст­вен­но­му же­ла­нию, при­зыв в ар­мию) в от­рас­ли еже­год­но до­сти­га­ет 70-80 ты­сяч че­ло­век, то есть тру­до­уст­ра­и­вать, по су­ще­ст­ву, при­дет­ся 20-25 ты­сяч че­ло­век в год, а это за­да­ча впол­не вы­пол­ни­мая. За пред­сто­я­щие пять лет с по­мощью МПС толь­ко в транс­пор­т­ном ма­ши­но­стро­е­нии и стро­и­тель­ном ком­п­лек­се воз­ник­нет по­треб­ность в 400 ты­ся­чах ра­бот­ни­ков.

     Кро­ме то­го, в про­грам­ме ре­фор­ми­ро­ва­ния пре­дус­мат­ри­ва­ет­ся:

     - пред­ва­ри­тель­ная пе­ре­под­го­тов­ка вы­сво­бож­да­е­мых ра­бот­ни­ков, их обу­че­ние но­вым или смеж­ным про­фес­си­ям;
     - пе­ре­ме­ще­ние на дру­гие ра­бо­чие ме­с­та внут­ри от­рас­ли;
     - со­хра­не­ние в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни за вы­сво­бож­да­е­мы­ми ра­бот­ни­ка­ми и чле­на­ми их се­мей со­ци­аль­ных льгот.

     Ре­фор­ми­ро­ва­ние от­рас­ли пре­дус­мат­ри­ва­ет и раз­ра­бот­ку кор­по­ра­тив­ной со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки. Здесь ак­цент де­ла­ет­ся на ме­ди­цин­ском об­слу­жи­ва­нии, что вы­те­ка­ет из спе­ци­фи­ки тру­да на же­лез­ной до­ро­ге. Здо­ровье ра­бот­ни­ков - за­лог всех ус­пе­хов от­рас­ли. По­э­то­му пре­дус­мат­ри­ва­ет­ся со­хра­не­ние в си­с­те­ме же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та уч­реж­де­ний здра­во­ох­ра­не­ния, ока­зы­ва­ю­щих ква­ли­фи­ци­ро­ван­ную спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ную по­мощь ра­бот­ни­кам от­рас­ли, чле­нам их се­мей, пен­си­о­не­рам.

     Бу­дет со­хра­не­на и сеть пред­при­я­тий об­ще­ствен­но­го пи­та­ния и торг­ов­ли для об­слу­жи­ва­ния ра­бот­ни­ков от­рас­ли.

     В хо­де ре­фор­ми­ро­ва­ния же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та со­хра­нит­ся и по­лу­чит даль­ней­шее раз­ви­тие си­с­те­ма вы­сше­го и сред­не­го спе­ци­аль­но­го об­ра­зо­ва­ния.

     Ре­ше­ние о вы­во­де объ­ек­тов со­ци­аль­ной сфе­ры бу­дет при­ни­мать­ся с уче­том мне­ния проф­со­ю­за.

     Та­ким об­ра­зом, при ре­фор­ми­ро­ва­нии же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та в пол­ной ме­ре со­хра­нит­ся со­ци­аль­ная за­щи­щен­ность его ра­бот­ни­ков, про­изой­дет по­вы­ше­ние уров­ня за­ра­бот­ной пла­ты, ка­че­ст­ва и пре­стиж­но­сти их тру­да.

По материалам ЦОС МПС РФ

Назад
Новости | Книги | Журналы | Газеты | О нас | Услуги | Магазин | Наши партнеры | Клуб друзей | Ваша реклама
© «ТРАНСИЗДАТ», 1997-2012. Created & Designed by info@transizdat.ru